m-montessori-biografiya-i-deyatelnost-prodolzhenie2     Суть педагогики Монтессори – в воспитании личности. И лишь во вторую очередь – в загрузке уже сформированной личности конкретными знаниями и социальными навыками. Для раскрытия личности, превращения объекта обучения (какими дети на протяжении веков оставались для родителей и педагогов) в субъект все пришлось к месту. И удобные низкие стульчики, и маленькие парты. И специально разработанные обучающие игры, позволявшие малышам решать их первые в жизни творческие задачи. А чем, как не творческим актом, является поиск среди множества разнокалиберных деревянных отверстий того единственного, в которое можно с помощью молоточка загнать соответствующий по размеру брусок?! И многое другое, чем сегодня увлеченно заняты малыши на радость своим родителям, которые и не подозревают, что воспитывают чадо по методу Монтессори. Монтессори считала, что ребенок в возрасте до трех лет подсознательно способен впитывать культуру взрослых, поэтому нужно лишь создать для маленького существа наиболее комфортную среду, обеспечив ему свободный доступ к разнообразным проявлениям этой культуры. При этом ребенок не должен подстраиваться под среду – наоборот, среда должна формироваться под ребенка.

Это был переворот в педагогике: дети становились центром педагогической системы, они должны были развиваться в соответствии со своими природными наклонностями. Преподаватель переставал быть учителем – Монтессори называла его “гидом” или “руководителем”, в задачи которого входила лишь организация обучающей среды, а вмешательство в учебный процесс допускалось лишь в том случае, когда ученик сам об этом попросит. Главным достижением педагога Мария Монтессори считала право заключить: “Теперь дети работают так, как если бы меня здесь не было”. Разумеется, в этой системе огромное значение придается учебным материалам, создающим обучающую среду. Они должны развивать все органы чувств, быть привлекательными, удобными, оставлять возможность для самоконтроля. Наконец, важен порядок их расположения в учебной комнате. Во время занятий-игр допускается какой угодно кавардак, но после окончания занятий дети обязаны положить игрушки на место. Их сызмальства обучают и многому другому – пользоваться носовым платком, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. В этом возрасте быстрое овладение практическими навыками, как считала Монтессори, гораздо важнее умения читать и писать. Тем более что читать легче научиться при тренированном зрительном восприятии, а писать – при тренированных моторике и осязании.

Источник: Журнал «Космополитен»